Психолог Ватолин Алексей Александрович
Блог
Меню сайта

Календарь
«  Ноябрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Приветствую Вас, Гость · RSS 20.04.2024, 09:42

Главная » 2019 » Ноябрь » 27 » Психология родов - заботиться отвергая
14:13
Психология родов - заботиться отвергая

        Когда тема касается взаимоотношений матери и ребёнка – в период беременности, родов, ухода за младенцем… - говорят о важности любви со стороны матери, о необходимости этой любви для ребенка с момента внутриутробного развития. В большинстве случаев пребывание плода в утробе сравнивают с пребыванием в раю, соответственно рождение – покидание рая. Устоявшимися формулировками являются: «Я родился; ребенок родился; мать помогает ребенку родиться;…» - смысл этих высказываний указывает на активность ребенка в процессе родов. Всплыло воспоминание о личном участии в тренинге, где было упражнение «Рождение, прохождение родового канала». «Рождающийся» полз через живой коридор из стоящих на коленях участников тренинга, они создавали препятствия ему – сжимали, а задачей рождающегося было преодоление сопротивления и выползание из коридора, как аналог рождения, с последующим обсуждением проживания этого процесса.

        Полностью признавая важность любви и заботы в периоды вынашивания и ухода за родившимся ребенком, обращаю Ваше внимание на процесс родов. Много лет я ощущал фальшь, недосказанность, увертки в психологическом понимании родов, тема родов возникала в моей жизни, когда сталкивался с проявлениями послеродовой депрессии. Ниже веду речь о среднестатистических, не осложненных, срочных родах (т.е. роды по сроку – во время).

       Начиная с восьмого месяца беременности, матка перестает быть для плода райским местом. Плод растет, давит на ткани (стенки матки, брюшная стенка, тазовое дно, окружающие органы), ткани давят на плод (физика – действие и противодействие). Тесно, хоть у плода самостоятельного дыхания нет, а чувствуется, давит (современные методы исследования позволяют увидеть, в каком «скрюченном» состоянии находится плод уже за месяц до родов). В связи с возрастающими потребностями и усилением обменных процессов плода, организму беременной все труднее работать за двоих, нарастает концентрация продуктов обмена. К периоду родов дальнейшее пребывание плода в матке становится опасным и для плода и для беременной – организм матери уже не способен к этому времени полноценно удовлетворять потребности ребенка в питательных веществах, росте, утилизации продуктов обмена. После 9 месяцев беременности, если плод не будет удален из матки (не произойдет разобщение матери и плода), это приведет к смерти их обоих. Утверждения о том, как плоду хорошо в утробе в это время, не только противоречит реальному положению дел, а и нагнетают вину на роженицу за то, что выгнала ребёнка из такого «замечательного» места.

       Именно выгнала, ведь у плода в родах пассивная функция. Его влияние на мать заключается в том, что увеличение размеров и веса воспринимается рецепторами матери, а изменение обменных процессов в связи с «взрослением» приводит к тому, что вещества, вырабатываемые организмом плода и плацентой – продукты жизнедеятельности, гормональные вещества – оказывают влияние на организм матери, и это воздействие связано с началом у матери родовой деятельности. Обращение плода к матери: «Я уже готов к другому образу жизни, пора меня выгонять». В родах, функцией рождающегося, является стойкое, терпеливое перенесение тягот и лишений, которым он подвергается. Никаких активных действий плод не предпринимает – не способен. Устоявшаяся формулировка «младенец рождается» в этом плане ложная (справедливая в плане вытерпел и выдержал), более точная – младенца рожает мать, выталкивая плод из себя, изгоняет его. Наряду с реальной пассивностью плода, сама роженица воспринимает себя как пассивного участника, подчиняющегося обстоятельствам. Таким образом, женщина дистанцируется от неприемлемого для себя ощущения избавления от ребенка, находящегося в ней.

       В период вынашивания плод воспринимается организмом беременной как часть себя. Перед началом родов ситуация меняется, теперь плод воспринимается организмом матери как чуждое, вредоносное, инородное тело, от которого необходимо избавиться. Осознание этого факта дается тяжело, поэтому такое понимание родов стыдливо замалчивается, приравниваясь к ощущению «Я избавляюсь от своего ребенка, я злая, я плохая» с сопровождающим чувством вины. А ведь это естественная физиология, организм избавляется (по возможности) от того, что воспринимает чужеродным, вредным, опасным. Организм матери изгоняет из себя плод, отторгает его, так же, как например, отторгает занозу. Еще большее сходство с родами обнаруживается в таких процессах как мочеиспускание, дефекация, рвота – защитные реакции человека по избавлению от вредоносного, тягостного, переполняющего, распирающего. Понятия «тужиться», «изгнание» одинаково применимы и к родам и к дефекации. Женщине буквально навязывают необходимость любить ребенка в ходе родов, а такое отношение не соответствует происходящему, в родах естественным является отвергающее отношение матери к ребенку. Точным описание родов является отношение со стороны матери – «Я выталкиваю из себя ребенка» - тогда мать берет ответственность за происходящее на себя, вместо привычного – «Ребенок рождается» - тогда мать перекладывает ответственность на ребенка. С этой точки зрения сказки про то, как по решению злой мачехи ребенка оставляют в лесу, зимой, на холоде, одинокого, а там дикие звери, можно рассматривать как метафору родов – изгнание из дома, ведь утроба для плода это его домик. А роды, это момент тяжелого и благостного для матери и ребенка отрыва друг от друга. Качественное, своевременное изгнание и есть в этот период проявление любви и заботы со стороны матери. Аналогия в более взрослом периоде для ребенка, когда уже взрослых детей мамы продолжают опекать, передавая право отделиться детям (и то не всегда) и запрещая себе. «Выталкивание» взрослого ребенка в самостоятельную жизнь многим матерям дается тяжело и тоже сопровождается ощущением вины, истоки этой ситуации могут находиться в том, что воспринималось как отвержение ребенка в родах. По психологическому смыслу похожа на роды ситуация отлучения (отучения) ребенка от груди. В этом случае тревожность, виновность, переживания матери более осознанны и ощутимы.

       Когда понимание родов как изгнания замалчивается, в пользу необходимости любви, появляется противоречие, которое может играть роль в ощущении роженицей вины за рождение-изгнание ребенка. В последующем эта ложная материнская вина будет проявляться в стремлении оправдаться, реабилитироваться, будут совершаться репаративные (искупительные в плане вины) действия перед ребенком и окружающими. Все это требует дополнительных усилий и в период младенчества и в дальнейшем. В результате мать тратит свои силы на то, чтобы «доказать», «оправдаться», что изматывает ее ещё больше, усугубляя чувство усталости и слабости. Появляются и закрепляются потакание ребенку, ублажение через силу, подчинение дитю, страх предъявлять требования и отстаивать свои интересы. Особенно остро данная ситуация проявляется, когда беременность была незапланированной, а может и нежеланной. Мать страшится упреков и обвинений от ребенка, вновь и вновь появляются ощущения своей плохости, негодности; женщина начинает чувствовать, что она сама заслуживает наказания, отвержения.

       Вина заразительна. Младенец может почувствовать себя виноватым за то, что стал обузой и вредителем для матери (находясь в утробе), а за вредоносность и был изгнан из лона, виноватым за то, что он принудил мать изгнать его, что причинял матери вред тем, что «делал» её виноватой. Так, проявляя любовь и заботу о маме, ребенок навешивает вину на себя.

      Чувство облегчения после родов тоже может восприниматься женщиной как источник вины – «Как можно радоваться тому, что избавилась от ребенка?». Это может найти выражение в том, что часть женщин начинает преувеличивать тяжесть своего состояния после родов и преувеличенно негативно описывать сам родовой процесс. Страдания и жертвенность как искупление вины.

       В ходе родов не может быть любви и заботы к плоду со стороны матери в общепринятом понимании этих понятий, присутствует агрессия, реальная цель – избавиться от плода с наименьшим ущербом для себя. Звучит ужасно, может породить чувство вины, а в действительности эта цель наиболее благоприятна и для плода – меньше страдать в родах.

      Считаю, что работа с беременными в плане осознания ими плода в родах как опасного и вредоносного, а процесса родов – как агрессивного изгнания ставшего чуждым для организма объекта, является профилактикой переживания ими вины, профилактикой послеродовой депрессии. Естественные роды можно осмыслить так: «Я сама избавляюсь от мешающего, я даю возможность ребенку начать самостоятельную жизнь, по сравнению с жизнью в утробе; я своему ребенку верю – он сможет и выдержит».

        Когда ребенок родился, мать знакомится с ним, ведь она первый раз видит его, первый раз щупает, слышит, чувствует совсем по другому, чем во время беременности. Некоторые из женщин описывают этот момент как удивление, недоверие – «Неужели это и есть мой ребенок?». Это чудесный момент, когда то, что мешало жить, выступало как угроза, отягчало существование, вот только что отвергалось и изгонялось ею, вдруг превращается в ценного и любимого человека. Маленького, о котором так приятно заботиться, и который так нуждается в ней. Отдаленным аналогом этой ситуации могут быть случаи, когда пуля, извлеченная из тела, становится для выжившего счастливым талисманом.

       Женщины. Любите ребенка во время беременности, любите ребенка после рождения, в период родов – от всей души отвергайте его и изгоняйте.

Ватолин А.А.

Конец страницы сайта

 

Просмотров: 481 | Добавил: vatolin-aleksei | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz