Психолог Ватолин Алексей Александрович
Блог
Меню сайта

Календарь
«  Апрель 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930

Приветствую Вас, Гость · RSS 24.04.2024, 07:51

Главная » 2015 » Апрель » 9 » Ещё раз о выборе специалиста в области психологической помощи
12:06
Ещё раз о выборе специалиста в области психологической помощи

            На эту тему статьи в интернете есть. Мне захотелось высказать своё мнение, во многом оно совпадает с мнением других авторов, но есть и то, чего я у других не встретил.

            Когда психолог пишет о том, как выбрать психолога, видимо подразумевается, что выбрать надо именно его (автора статьи) т.к. он соответствует всем описанным в статье требованиям – форма саморекламы. Полностью избежать такого «намёка» мне не удастся, но я постараюсь рассмотреть тему максимально отстранённо, со стороны. В большей степени моя статья адресована тем, кто рассматривает для себя возможность долгосрочной терапии. В тексте статьи я употребляю (или подразумеваю) как синонимы термины: терапевт = психолог = психотерапевт = специалист; терапия = психотерапия = психологическое взаимодействие = терапевтическая работа; клиент = обратившийся за психологической помощью; делаю это осознанно, хоть знаю, что с формально-научной точки зрения, эти термины различаются. Есть случаи, когда теоретические и практические подходы в работе у психологов и психотерапевтов идентичны, именно эти случаи я и имею в виду. Кроме того, статья обращена к потенциальным потребителям психологических услуг, для которых тонкости и нюансы формально-научных определений могут быть не столь значимы, по сравнению с определением критериев по выбору специалиста в области психологической помощи (а эта категория включает в себя и психологов и психотерапевтов). 

               Мотивация для выбора

            Объединяющая большинство случаев цель обращения человека к психологу – повышение (улучшение) качества жизни (определение понятия смотри:  http://psylab.info/Качество_жизни , https://ru.wikipedia.org/wiki/Качество_жизни ). Опасения при выборе специалиста связаны с тем, что эта цель не будет достигнута в связи с «неправильным, непрофессиональным» поведением и отношением психолога в ходе психологического взаимодействия. Значит, оценка психологов сводится к выбору того, с которым, по мнению выбирающего, он гарантированно добьётся желаемого результата (что-то вроде: «Вот этот мне поможет, а вот этот – нет»). При этом достижение результата связывается с профессиональными и личностными качествами психолога (по типу «хороший – плохой»).

            Разбор критериев выбора специалиста

        Рассмотрю различные критерии выбора психолога с точки зрения их влияния на достижение поставленной цели. Буду ориентироваться на значимость критерия для выбора, его информативность и достоверность.

Наличие профессионального образования – имеет значение, как свидетельство прохождения профессионального курса подготовки. Для обращения к психологу необходимо убедиться в наличии у него профессионального образования. Данные можно проверить на достоверность (списки выпускников, диплом). Гарантии, что обладатель диплома действительно профессионал нет, престижность (непрестижность) оконченного учебного заведения тоже профессионализма не гарантирует, т.е. информативность сомнительная. Наличие диплома необходимо и достаточно.

Сертификаты, свидетельства о прохождении курсов (семинаров) обучения конкретным психотерапевтическим  методам – имеет значение, как свидетельство прохождения профессионального курса подготовки. Достоверность проверить трудно, качество полученных на семинарах знаний проверить невозможно (не специалисту в этой области). Не информативны – выдаются всем, кто заплатил деньги за обучение и присутствовал, независимо от уровня усвоения материала. Подтверждение того, что психолог обучался тем методам работы, которые он предлагает клиентам, необходимо, но количество сертификатов и свидетельств напрямую не соотносится с качеством и эффективностью работы психолога.  

Прохождение личного анализа – имеет значение как свидетельство прохождения профессионального курса подготовки. Достоверность проверить трудно – только поверить на слово (никак не получится по поведению психолога определить – действительно он прошёл личный анализ или нет). Малоинформативно, гарантий профессионализма не даёт, неизвестно, что вынес и понял в ходе личного анализа, порой личный анализ проводится формально – часы пройденного анализа фактически приписываются; порой проводится с нарушением требований к прохождению личного анализа. Достаточно, если психолог подтверждает прохождение личного анализа, необходимости в документальном подтверждении нет.

Проходит ли психолог супервизии – имеет значение, как свидетельство текущего нахождения в профессиональной среде. Критерий недостоверный и неинформативный – объективные (документальные) доказательства прохождения супервизий вряд ли будут предоставлены, а о качестве этой работа неспециалисту судить крайне сложно. Достаточно поверить на слово, если психолог сообщает о том, что проходит супервизии и понимает их необходимость для профессиональной деятельности.

Медицинский центр или частнопрактикующий психолог – не имеет значения, не информативно. Достоверность сведений высокая. Вариант, что администрация центра встанет на вашу сторону в случае, если у вас будут претензии к работе психолога, кажется мне сомнительным. Многие психологи являются «многостаночниками» - работают в медицинских центрах, в бюджетных медицинских учреждениях и параллельно ведут частную практику. Обращение в государственное учреждение для получения психологической помощи может дать дополнительные социальные гарантии, в случае возникновения конфликтной ситуации, но гарантии достижения цели обращения не даёт. Наличия оснований для работы психологом (диплом, сертификаты) является достаточным.

Членство в общественной организации психологов – имеет значение, как свидетельство текущего нахождения в профессиональной среде. Достоверность может быть проверена. Неинформативно – подавляющее большинство общественных организаций психологов в нашей стране не несут ответственности за своих членов. Максимальное наказание за нарушение устава организации – исключение, но исключённому не составит труда стать членом другой общественной организации. Тем более «выносить сор из избы» (в плане информирования окружающих о негативных событиях в профессиональном сообществе) не принято. Часто участие организации в работе психолога ограничивается наделением его социальным статусом члена сообщества, сбором членских взносов, проведением семинаров и тренингов на платной основе, предоставлением возможности прохождения супервизии и личной терапии на платной основе.

Рекомендации (друзей, родных, знакомых, отзывы в интернет сообществе) – имеют значение, как подтверждение профессиональной деятельности психолога. Но в отношении вашей цели недостоверно и неинформативно. Люди настолько разные, что успешная работа психолога с рекомендателем не является гарантией успешной работы с вами. Справедливо и обратное – работа с рекомендателем не успешная, может быть успешной с вами. Информация из интернета чаще всего субъективная, бывает недостоверной. Имеет смысл ориентироваться в данном случае не на критерии «понравилось», «помогло», а на то, как соблюдал психолог в ходе общения с рекомендателем изначальные договорённости о психологическом взаимодействии. Если соблюдал – это необходимое и достаточное условие для возможного обращения.

Опыт работы психолога – имеет значение. Достоверность проверить сложно, информативность низкая. Положительным может быть момент, если психолог практикует, и в порочащих его профессиональную репутацию случаях замечен не был, но и это больше субъективный фактор. Достаточно того, что психолог позиционирует себя как практикующего специалиста.

Материальное благосостояние психолога – не значимый, неинформативный и недостоверный критерий. Источники материального благосостояния проверить трудно. Достаточно если статус соответствует усреднённому социальному уровню. Если для вас важны именно имиджевые моменты (узнаваемость, известность в определённых кругах, престижность обращения именно к этому специалисту…) – то это к выбору психолога для получения практической психологической помощи отношения не имеет, но и не исключает.

Пол, возраст, манера общения, жизненные взгляды, семейное положение, социальный статус, учёные звания, научная и преподавательская деятельность, общественная работа, наличие публикаций, приверженность терапевтическим подходам – значения не имеют, неинформативные. Достоверность части указанных критериев наглядная, часть из них можно проверить. В данном случае речь идёт о некой интеллектуальной модели того, как человек представляет себе психолога, способного ему помочь. Но эта модель была выстроена на основе жизненного опыта и психологических особенностей, которые и проявились в необходимости поиска психологической помощи. Значит, сделанные выводы могут быть справедливыми, а могут быть следствием имеющихся у человека конфликтов и противоречий, а разделить два этих случая крайне проблематично.

Ваши добрые чувства к психологу, приязнь, психолог «нравится», ощущение доверия, интуиция (их можно отнести в группу субъективных критериев выбора) – значения не имеют, неинформативные, недостоверные. Человек, который способен улавливать свои внутренние «течения», следовать им, и имеет позитивный жизненный опыт взаимоотношений со своим внутренним миром, не нуждается в помощи психолога. Если пришёл к решению обратиться к психологу – значит, в области взаимоотношений с самим собой есть трудности.  В таком случае, если руководствоваться этим подходом, то велика возможность неосознанного самообмана. Поэтому достаточно если отношение к психологу, в период выбора, терпимое или нейтральное. Необходимости в позитивных чувствах к психологу в период выбора нет. Наличие переносимого негативного отношения к психологу (включая негативные интуитивные тенденции) противопоказанием для выбора не являются. Часто случается, что к человеку при первой встрече испытываешь настороженность, неприязнь, а в ходе общения начинаешь ему доверять и испытывать позитивные чувства. Обратитесь к своему опыту – были случаи, когда изначально испытывали «добрые» чувства к человеку с последующим разочарованием; были случаи, когда первоначальные негативные чувства переходили в доверие и дружбу.

            Промежуточный вывод

         Рассмотренные выше критерии для выбора психолога, позволяют отсеять явно случайных людей в области психологической помощи, не имеющих необходимой профессиональной подготовки, которые не придерживаются существующих профессиональных норм. Но гарантии достижения желаемого результата остаются низкими, даже при условии достоверности критерия. По моему опыту эта гарантия составляет не «50 на 50», а в разы меньше. При этом опора на субъективные критерии в выборе психолога приносит больше вреда, чем пользы. Чем сильнее разочарование в том, каким представлял себе психолога и психологическое взаимодействие и тем, с чем столкнулся в действительности, тем больше сопротивление терапии.  

            Самое важное

           Теперь о том, что может повысить вероятность достижения желаемого результата. Психологическая помощь – это услуга, а желаемый результат – это итог получения услуги. Поэтому важно сделать акцент на психологической помощи как на процессе, а значит на правилах и условиях, влияющих на этот процесс. Соблюдение этих условий благоприятствует желаемым изменениям.  

           В эти условия я включаю:

- то, что соотносится с понятием сеттинг (Се́ттинг (от англ. setting — «помещение», «установка», «обстановка») — необходимые для психотерапевтического сеанса условия и ограничения, накладываемые на процесс его проведения. Зависят от вида психотерапии.) (источник - википедия, интернет)  Практически сеттинг это условия оказания услуги, при выполнении которых значительно повышается вероятность достижения желаемого результата;

- личное удобство для обратившегося – приемлемые варианты сочетания терапевтических сеансов с привычным образом жизни.

Ниже представлен список моментов, которые важно обсудить и по которым важно придти к взаимной договорённости перед началом терапевтической работы:

- принятие клиентом того направления психотерапии, которое практикует психолог;

- определение обязанностей психолога в ходе терапии (включая соблюдение этических норм психологического взаимодействия с клиентом);

- определение обязанностей клиента в ходе терапии;

- продолжительность терапии;

- определение запроса на терапию и его выполнимость;

- правила поведения психолога и клиента по отношению друг к другу;

- приемлемое место расположения кабинета, в плане затрат времени на проезд «туда и обратно»;

- приемлемое время проведения сессий и их сочетаемость с повседневной жизнью;

- согласовать критерии достижения цели;- договориться об оплате (в том числе пропущенных сессий) и обратившемуся оценить свои возможности по оплате услуг психолога (особенно если планируется долгосрочное взаимодействие);

(замечание по поводу оплаты - пусть это будет приемлемая для вас сумма, которая не пробивает «брешь» в вашем бюджете, но заплатив, вы чувствуете значимость материальных затрат)

- согласовать способы разрешения возможных конфликтных ситуаций;

- согласовать способы урегулирования ситуации при проявлении негативного отношения клиента к терапии и психологу;

- обсудить условия и процедуру возможного изменения заключенных договорённостей.

Именно эти критерии имеют  значение для достижения желаемого эффекта, они достоверны и информативны.  Причём их достоверность, информативность и значимость проверяются и контролируются в ходе психологического взаимодействия самим обратившимся. Эти моменты необходимо обсудить перед началом работы и закрепить договорённостью, пусть даже устной. Соблюдение этих договорённостей обеими сторонами значительно повышает вероятность достижения желаемой цели – повышение качества жизни человека, обратившегося за психологической помощью.

Ватолин А.А.

Конец страницы сайта

Яндекс.Метрика

Просмотров: 1199 | Добавил: vatolin-aleksei | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz